Сознание
—
высший уровень психической деятельности головного мозга, свойственный только
человеку. Это форма отражения реальной действительности человеком, регулирующая
его поведение; организуемый головным мозгом процесс внутреннего контроля над
взаимодействием организма с внешней средой, над осуществлением логических
операций с хранящейся в памяти информацией. Сознание неразрывно связано с речью.
Развивается оно постепенно с приобретением индивидуального опыта. Следовательно,
существуют социальные факторы происхождения сознания, к которым относятся речь,
трудовая деятельность и жизнь в обществе.
Структура сознания включает в себя знания об окружающем мире,
знание о собственном «Я» (самосознание) и эмоциональную сферу. Знания об
окружающем мире человек получает посредством органов чувств и сохраняет в
памяти. В получении этих знаний определенную роль играет и мышление. Самосознание — это представление человека о самом себе, представление о
собственном «Я». Эмоциональная сфера определяет чувственное отношение человека к
тем или иным событиям, явлениям или людям.
Мышление
— психическая деятельность человека, направленная на обобщенное и опосредованное
познание действительности путем раскрытия связей и отношений между познаваемыми
явлениями. Мышление позволяет человеку предсказывать результаты своих действий,
моделировать какие-либо события, решать определенные задачи, проблемные
ситуации, выделять общие черты и различия в группе близких явлений и предметов.
Полноценное мышление было бы невозможно без развития речи. В основе мышления
лежит интеллект. Результатом его является слово, умозаключение или
действие.
Виды мышления
Наглядно-действенное
мышление
направлено на решение задач, действия с конкретными предметами. Этот тип
мышления присущ также некоторым видам высших животных.
Наглядно-образное
мышление
— осуществление мыслительных операций над образами предметов и объектов без
непосредственного их участия.
Абстрактно-логическое
мышление осуществляется с помощью языка. Этот вид позволяет познать человеку
отдельные свойства и качества вне их связи с другими особенностями предметов и
явлений.