Сознание и мышление

 

Сознание — высший уровень психической деятельности головного мозга, свойственный только человеку. Это форма отражения реальной действительности человеком, регулирующая его поведение; организуемый головным мозгом процесс внутреннего контроля над взаимодействием организма с внешней средой, над осуществлением логических операций с хранящейся в памяти информацией. Сознание неразрывно связано с речью. Развивается оно постепенно с приобретением индивидуального опыта. Следовательно, существуют социальные факторы происхождения сознания, к которым относятся речь, трудовая деятельность и жизнь в обществе.

Структура сознания включает в себя знания об окружающем мире, знание о собственном «Я» (самосознание) и эмоциональную сферу. Знания об окружающем мире человек получает посредством органов чувств и сохраняет в памяти. В получении этих знаний определенную роль играет и мышление. Самосознание — это представление человека о самом себе, представление о собственном «Я». Эмоциональная сфера определяет чувственное отношение человека к тем или иным событиям, явлениям или людям.

Мышление — психическая деятельность человека, направленная на обобщенное и опосредованное познание действительности путем раскрытия связей и отношений между познаваемыми явлениями. Мышление позволяет человеку предсказывать результаты своих действий, моделировать какие-либо события, решать определенные задачи, проблемные ситуации, выделять общие черты и различия в группе близких явлений и предметов. Полноценное мышление было бы невозможно без развития речи. В основе мышления лежит интеллект. Результатом его является слово, умозаключение или действие.

Виды мышления

Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач, действия с конкретными предметами. Этот тип мышления присущ также некоторым видам высших животных.

Наглядно-образное мышление — осуществление мыслительных операций над образами предметов и объектов без непосредственного их участия.

Абстрактно-логическое мышление осуществляется с помощью языка. Этот вид позволяет познать человеку отдельные свойства и качества вне их связи с другими особенностями предметов и явлений.