Механизмы памяти

 

Память — это совокупность процессов, обеспечивающих запоминание, сохранение, воспроизведение и (или) забывание информации, получаемой через сенсорные системы. Благодаря памяти человек может обучаться, приобретать свой индивидуальный жизненный опыт, знания. За организацию памяти отвечают различные структуры головного мозга. В первую очередь это кора больших полушарий (лобная и височная доли), гиппокамп, таламус и другие анатомические образования. Емкость памяти человека составляет приблизительно 1013—1016 бит. При этом активно используется лишь 5 —10 % ее объема. Наибольшего развития память достигает к 23 — 25-летнему возрасту. В пожилом возрасте способность к запоминанию и воспроизведению информации постепенно ухудшается.

Классификация памяти довольно сложна и осуществляется по нескольким принципам.

1. По способу приобретения выделяют врожденную, приобретенную память и импринтинг. Врожденная память представляет собой, по сути дела, весь набор безусловных рефлексов, имеющихся у организма. Импринтинг занимает промежуточное положение между врожденной и приобретенной памятью. Эта специфическая форма обеспечивает запоминание и узнавание родителей. Импринтинг развивается в раннем детстве. Приобретенная память — вся та информация, которую человек приобретает в течение своей жизни.

 

2. По модальности запоминаемой информации различают двигательную, эмоциональную, сенсорно-образную и символическую: словесную и логическую виды памяти. Двигательная память — это память на двигательные навыки, позу, положение тела. Она создает базу для автоматических действий: письма, игры на музыкальных инструментах, трудовых навыков и т.д. Эмоциональная память — способность к воспроизведению ранее испытанных эмоций при возникновении ситуаций, схожих с уже пережитыми. Этот вид памяти сохраняет пережитые человеком чувства. Сенсорно-образная память — память зрительная, слуховая, обонятельная и др. Она сохраняет информацию об образе: лицах людей, музыкальных мелодиях, запахах, художественных картинах и др. Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словесная обеспечивает запоминание и воспроизведение информации, передаваемой словами, например, при чтении, разговоре. Логическая (смысловая) память связана с запоминанием лишь смысла сообщений, без учета деталей, конкретной последовательности слов.

 

3. По наличию или отсутствию волевого компонента память может быть произвольной и непроизвольной. Произвольная память — запоминание информации, необходимой для человека. Она возникает при желании запомнить конкретную информацию и всегда сопровождается наличием цели запоминания. Произвольная память тесно связана с вниманием и волей. Необходима она для получения профессионального опыта, специальных знаний. Непроизвольная память не имеет цели, но благодаря ей формируется основная часть жизненного опыта человека.

 

4. По длительности хранения информации память бывает иконической (образной), кратковременной и долговременной (в том числе вечной). Иконическая память осуществляет мгновенное запечатление информации. Сохраняемый в ней образ максимально точен, но время его существования измеряется долями секунды (0,1 —0,5 с). За счет иконической памяти сохраняется, например, зрительный образ при моргании. Кратковременная память (в том числе и оперативная) обеспечивает возможность воспроизведения информации в течение короткого промежутка времени (от 20 с до нескольких минут). Ее объем, выраженный в буквах или словах, составляет в среднем 7±2 единиц. Оперативная память удерживает промежуточные результаты какой-либо деятельности. Долговременная память сохраняет информацию на часы, дни, недели, месяцы и годы. Для запечатления в ней информации, как правило, необходим произвольный характер запоминания, многократное повторение материала. Долгий след в памяти оставляют также события, имевшие яркий эмоциональный оттенок, большую значимость для человека.

Различают следующие основные этапы запоминания какой-либо информации: ознакомление с информацией; повторение; запоминание; хранение; воспроизведение или забывание.

Механизмы запоминания чрезвычайно сложны и до сих пор еще нет четкой единой теории, объясняющей данный процесс. Некоторые ученые утверждают, что в центральной нервной системе возникает многократно повторяющаяся циркуляция нервного импульса. Другие объясняют механизм запоминания синтезом специфических веществ (белки, РНК), химическими изменениями в нейронах.

Та информация, которая не имеет значения для человека или не воспроизводится длительное время, забывается. Это предохраняет память от чрезмерного ее переполнения несущественной информацией. Утрата памяти на события в определенный промежуток времени называется амнезией, которая может развиваться при черепно-мозговых травмах, различных заболеваниях головного мозга.