Высшая
нервная деятельность человека отличается от таковой у животных. Поведение
животных значительно проще поведения людей. Опираясь на это, И. П. Павлов
разработал учение о первой и второй сигнальных системах.
Первая
сигнальная система
имеется как у животных, так и у человека. Она обеспечивает конкретное предметное
мышление, т.е. анализ и синтез конкретных сигналов от предметов и явлений
внешнего мира, поступающих в головной мозг через рецепторы органов чувств.
Вторая
сигнальная система
имеется только у человека. Ее возникновение связано с развитием речи. При
восприятии произносимых слов органом слуха или при чтении возникает ассоциация с
каким-либо предметом или действием, которое обозначает данное слово. Таким
образом, слово является символом. Вторая сигнальная система связана с усвоением
информации, поступающей именно в виде символов, в первую очередь — слов. Она
делает возможным существование абстрактного мышления. Первая и вторая сигнальные
системы находятся у человека в тесном и постоянном взаимодействии. Вторая
сигнальная система появляется у ребенка позже первой. Развитие ее связано с
обучением речи и письму.
Речь
— уникальная способность человека к знаково-символическому отражению предметов
окружающего мира. Именно речь формирует, по выражению И. П. Павлова, «специально
человеческое высшее мышление». Именно слово является «сигналом сигналов», т.е.
тем, что может вызвать представление о предмете без его предъявления. Речь
делает возможным обучение без непосредственного обращения к изучаемым предметам.
Она является высшей функцией центральной нервной системы, в первую очередь коры
больших полушарий головного мозга.
Речь
подразделяется на устную и письменную. Каждая из них имеет
собственные корковые центры. Под устной речью понимают произношение определенных
слов или других звуковых сигналов, имеющих определенное предметное значение.
Письменная речь заключается в передаче какой-либо информации в виде
запечатленных символов (букв, иероглифов и других знаков) на определенном
носителе (бумаге, пергаменте, магнитном носителе и др.). Развитие речи у ребенка
— сложный и длительный процесс. В возрасте от 1 до 5 лет ребенок учится общаться
с помощью слов. К 5 — 7-летнему возрасту возможно овладение навыками письма и
счета.
Таким
образом, первая сигнальная система подразумевает под собой получение
определенных жизненных навыков при непосредственном взаимодействии с окружающей
средой без сознательной передачи полученного жизненного опыта от одного
поколения к другому. Вторая сигнальная система заключается в восприятии
окружающего мира как в непосредственном контакте с ним, так и при помощи
осмысления различной информации, получаемой о нем. Эта информация может
передаваться от одного индивидуума к другому, из поколения в
поколение.